Nissan Avenir 2005 QG18DE. Горят катушки зажигания. Часть 2 - Ошибка

15.10.2023 17:09:00

Итак, определив причину перегорания катушек зажигания, ставим исправный блок управления на место. Но, как я писал в предыдущей части, «расслабляться нельзя». Подключаем все, что было отключено. "Корыстная цель" достигнута, теперь дело за сканером.



Что касается CAN, то это обрыв или короткое. Даже могу сказать чего. Сканер вообще не нашел систему ABS. А вот третий код - Р1122... Мне приходилось слышать не раз, когда такие коды выскакивали, этакую «обобщенную» расшифровку - «это дроссельная заслонка». Что заслонка? Заслонка это большой пятак, который может поворачиваться на своей оси.


Идем за разъяснением в Мотор Дата.



Клик мышкой по выделенной строке и можно переходить в раздел PinData или к схеме. Но мне это пока не нужно. Итак, что имеем.

А имеем код, который говорит о том, что функционирование механизма управления заслонкой нарушено. А это стык, где механическая часть выполняет регулирование, а электронная и электрическая отвечает за управление. И с какой стороны этого стыка неисправность? А сколько мест, где может возникнуть неисправность? С какой части начать проверку? Вопрос на любителя. Привычек не меняю и начинаю исключать исправные участки.



Здесь опять рулит сканер. Так, все что относится к функциям блока отпадает. Управление идет.

Дальше уже механизм. Но саму точку стыка проверить надо. Проверяем... Имеем:



Разъем заслонки. Меняем. Проверяем. Нет. Видимо есть еще что-то.

Идем дальше. Теперь настало время Мотор Дата в части PINDATA и схемы.



Здесь все есть. Но остальные выходы блока, тоже интересуют. 1 - масса (это святое). А 4,5?



Тут все тоже есть. На 5 пине будет точно такой же сигнал ШИМ. И что, остается сам механизм?

Идем к схеме. Еще не вся электрическая часть проверена. Поэтому электрику добиваем до конца. Еще раз нежно кликаем мышкой. Имеем схему. Опять же щелчок мышкой и мы четко видим интересующие нас электрические цепи. Это режим трассировки. Не надо ни пальцем , ни карандашом водить по схеме, рискуя сбиться. Есть реле дроссельной заслонки, и есть управление электроприводом заслонки.

Послушайте, коллеги, а какая связь - на электродвигатель заслонки идет ШИМ; Реле заслонки подает бортовое напряжение и на контакте 3 блока управления, мы его проверили. И какую роль играет это напряжение в управлении заслонкой? Это опорное напряжение и изменяется оно по закону управляющего сигнала.

Если выход драйвера подключить непосредственно на обмотки мотора... Я думаю, что с него пойдет дымок и корпус расплавится... это если его выходной каскад не выйдет из строя раньше. Шаговый мотор - это серьезная нагрузка (индуктивная). Плюс он приводит в движение заслонку через привод. Это механическая нагрузка. И заслонка все время работает.

Так вот на контакте 3 мы видим бортовое питание (опорное для ДЗ) на силовом элементе управления заслонкой, а на контактах 4,5 модулированный сигнал управления. На скрине выше есть осциллограмма сигнала управления, который сформирован от бортовой сети.

А поэтому питание, подаваемое на реле, и через реле осуществляется по индивидуальной ветви. И на нее больше ничего не подключено (это важно). Т.к. никакого дребезга контактов, никакого перепада напряжения не допускается. Стабилизация в бортовой сети обеспечивается. Вот в пределах ее допусков отклонения могут быть. Но не более.



Реле исправно. Если предположить «дребезг контактов», то кода Р1123 (неисправно реле питания заслонки) не будет. А будет тот, что имеем - Р1122. А сбой в функционировании будет? Да. А если будет то же самое, но с питанием обмотки реле? Реле срабатывает при включении зажигания, причем + на него подается постоянно, а масса будет подана сразу с включением зажигания. А если будет плохой контакт на обмотку реле или плохой контакт на предохранителе, массы подаваемой из блока тоже - да. Но здесь плюсом к имеющемуся коду добавится Р1123.

Обратите внимание, анализ идет по информации полученной из Мотор Дата, все скрины, переходы и пр. - это результат клика мышкой. А если по мануалу в формате PDF или бумажному, сколько бы это времени заняло? Все, двигаемся дальше.

И тут получаю ситуацию, которую многие переживали и не единожды. Закончив анализ, пора пройтись по намеченным точкам возможных мест неисправности. Включаю зажигание и запускаю автомобиль...

Машина не завелась. До этого запускалась в 2 секунды. Реакция на подобное у всех разная. Но это только в начале. А потом события могут развиваться... От той точки, в которую человек себя поставит. Одно дело - «всееее... сломал!!!! Все пропало, гипс снимают и т.д.». Нет, адреналина и негативной энергии подобное подбросит любому.

Поэтому опишу свои действия и анализ ситуации: - сломать я ничего не мог; - случайно что-то задел, шевельнул, пр. – мог. Что? Оцениваю то, что объективно имею: - зажигание включается, индикация на панели отрабатывает, СЕ говорит о том что при прокрутке стартера зафиксирована ошибки. Блок управления? Отпадает. Стартер крутит весело, а главное легко. Значит, пропало питание на исполнительные устройства, или датчик... и система не видит оборотов стартера; исполнительные устройства основных каналов управления:- воздух, топливо, зажигание. Топливная может? Нет. На топливе, которое в рейке, машина бы завелась и потом заглохла, или показала бы признаки жизни точно. Зажигание - да. Но я его не трогал (трогал, не трогал, в ромашку играть не время). Проверяется. Датчик – обороты есть или нет, можно посмотреть по сканеру. Заслонка - нет. Разъем с нее сниму, предохранитель на питание реле и заслонки вытащу – машина заведется. Ошибки наверняка те же что и были. Хотя... Это мысли. Оценка того что вижу.

Теперь время приборной проверки. Начинаю со сканера:



Вот то, о чем говорил. Плюсом вылетел еще код Р1111. Клапан VVT. Причем не удаляется. Ладно, он не может повлиять на запуск авто.

Вот здесь хочу предостеречь от ошибки, которую можно допустить. Сканер подключен, самое время посмотреть, видит ли блок обороты двигателя. А вместе с оборотами, а эти параметры находятся рядом, можно увидеть время открытия форсунок и работу системы зажигания. Если кто-то это увидел, знайте это всего, лишь подтверждение того, что блок выдает команду на исполнительное устройство. Но это вовсе не означает, что исполнительное устройство сработало.

Поэтому идем к катушкам, форсункам и проверяем питание на них. Дроссельная заслонка исключается, если на нее отключить все, мотор либо заведется на низких оборотах, либо подаст признаки жизни. Питания на катушках нет. Первая мысль - «предохранитель». Мысль неплохая, имеет право на существование. Но теперь не на авось, со словами «плавали знаем», делаем клик мышкой (схема), и вторым кликом выделяем цепь питания катушек.



Вот трассировка питания на катушке. И на эту же параллельную ветвь подключен клапан VVT (слева от конденсатора). Вот вам и нестираемая ошибка. Ну ладно, это мог забыть, не знать, но... Предохранитель в блоке в моторном отсеке видел? Да. А то что он на 25А видел? Не напрягло, что с таким номиналом их там по жизни быть не должно? В какой ветви стоит, не стал разбираться? Мало ли штатный сгорел (15А), воткнули что было. Нет, при осмотре конечно отметил. А потом и не вспоминал. А главное, реле имеет две пары контактов, через одну питание на блок, а через другую на систему зажигания. Неисправный блок заменили, катушки гореть перестали. И что все прошло без осложнений? Так не бывает... или очень редко.

Смотрим где это реле находится


1 - реле выделено на схеме,кликом по всплывающей кнопке – переход к месту его нахождения в авто.


2 - расположение реле в авто


3 - клик по самому реле,получаем дополнительную информацию, что еще от него запитано. + всплывающая кнопка перехода в раздел к схеме.


На первом фото: 1 – место перегрева контакта с тыльной стороны; 2 - подплавленный пластик изолирующей прокладки.


Второе фото - вид со стороны контактной группы (замкнул принудительно).

Напайки на неподвижном контакте нет, она отвалилась. А следы того, что здесь температура была не слабая - есть (катушки горели, ток через контакты шел больше допустимого. помогал предохранитель на 25А. это контакты 1-й группы).

А вторая группа нормальная:


Вот так. И напайки на месте, и цвет контактов говорит о том, что они живы. Но это еще не все «бонусы», которые я получил, решив сделать фотосессию по катушкам зажигания.

Вообще это на первый взгляд простая ситуация могла и усугубиться. Допустим с заслонкой разобрался, сделал, позвонил клиенту, он приехал... заводить машину - дудки.

А если завел и уехал, а эта гребаная напайка отскочила бы через 5-10 минут. И что? Телефонный звонок: «я вот от вас только уехал... машина заглохла и не заводится». Так что мне повезло, будем считать, неисправность вылезла, когда машина была в работе (но карма подзатыльник отвесила.)

Продолжение ремонта - в третьей части.

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх